В конце января 2018 года в средствах массой информации в очередной раз сообщили, что районный суд города Москвы при разборе дела о дорожно-транспортном происшествии, в котором автомобиль, двигающийся по обочине, столкнулся с автомобилем, поворачивающим направо в пределах проезжей части, признал виновными в столкновении обе стороны происшествия.
При всей абсурдности этой ситуации, при том условии, что Верховный суд Российской Федерации по аналогичным происшествиям признавал виновником «обочечника», порочная правоприменительная практика продолжает встречаться, и чтобы её попытаться искоренить, потерпевшим надо правильно отстаивать свою правовую позицию с момента возникновения подобного дорожно-транспортного происшествия!
Попробуем разобраться, что тут к чему, с точки зрения Правил дорожного движения Российской Федерации!
При разборе любого столкновения транспортных средств я начинаю свои рассуждения о его причинах с того, что столкновение происходит в точке пересечения траекторий, а значит, очередность проезда этой точки участниками дорожного движения установлена Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Обращаю внимание на то, что в рассуждениях речь надо вести именно об очередности проезда точки пересечения траекторий, а не о том, что движение по обочине запрещено, так как движение по обочине разрешается, о чем я скажу позже.
Итак, согласно пункту 8.9. Правил дорожного движения Российской Федерации в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа. Следовательно, если мы не найдем в Правилах описание рассматриваемой ситуации, то «обочечник» имеет преимущество, так как будет бить поворачивающий автомобиль в правую сторону:
Водитель при повороте направо или налево на перекрестке согласно пункту 13.1 Правил дорожного движения Российской Федерации обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Согласно пункту 8.3. Правил дорожного движения Российской Федерации при съезде с дороги на прилегающую территорию водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Исходя из упомянутых пунктов 8.3 и 13.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, преимущество на первоочередное движение, по отношению к поворачивающему водителю, имеют только пешеходы и велосипедисты, чей путь он будет пересекать при повороте. Данное положение о приоритете в точке пересечения траекторий согласуется с пунктами 4.1, 4.3, 24.2, 8.5, 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которым:
1) Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов (пункт 4.1 Правил).
2) Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин (пункт 4.3 Правил).
3) Допускается движение велосипедистов по обочине, по тротуару или пешеходной дорожке (пункт 24.2 Правил).
4) Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение (пункт 8.5 Правил).
5) Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов (пункт 9.9 Правил).
Из положений пункта 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации следует, что движение транспортных средств по обочинам возможно в определенных случаях, которые были раскрыты мной выше по тексту, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, который следует раскрывать в конце рассуждений о приоритете движения в точке пересечения траекторий автомобиля, двигающегося по обочине, с траекторией автомобиля, поворачивающего направо по проезжей части.
Согласно пункту 12.1 Правил дорожного движения остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при её отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.
Таким образом, если транспортное средство нельзя отнести к велосипедам или прировнять его водителя к пешеходам (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства), то движение транспортного средства по обочине считается подготовкой к остановке (стоянке), либо началом движения после остановки (стоянки), вне зависимости от того, сколько метров или километров водитель останавливает или разгоняет свое транспортное средство после съезда с проезжей части или при выезде на нее.
Водитель автомобиля, следующий по обочине, согласно системному толкованию пунктов 9.9, 12.1 Правил дорожного движения Российской Федерации останавливается или начинает движение.
Начиная движение на обочине и въезжая на проезжую часть, он выезжает из занимаемого ряда, следовательно, он начинает движение с одновременным перестроением («Перестроение» - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения), а значит он, согласно пунктам 8.1, 8.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, не должен создавать опасность для движения, а также должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения по отношению к занимаемому ряду или полосе (на извилистой многополосной дороге все едут по полосам, а если кто-то будет спрямлять траекторию (резать углы), то он будет совершать перестроения).
Касаемо движения по обочине следует заметить, что на перекрестке правая обочина поворачивает направо, так как она соединяется с обочиной примыкающей справа дороги, а, продолжая движение с обочины прямо через проезжую часть примыкающей дороги, водитель совершает ни что иное, а перестроение, так как выезжает из занимаемого ряда: ехал по обочине и вдруг попал на проезжую часть.
Таким образом, совершая столкновение с транспортным средством, двигающимся по проезжей части, водитель автомобиля, выезжающего на проезжую часть с обочины, не выполняет требования пунктов 8.1, 8.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Как видно из моих рассуждений (два юриста – три мнения), я не связываю факт движения по обочине с причиной столкновения.
Факт движения по обочине без цели остановиться, а также движение по обочине ввиду затянувшегося разгона после остановки, имеет объективные признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
В том то и дело, что сотрудники Госавтоинспекции на месте дорожно-транспортного происшествия делают ошибку в квалификации административных правонарушений в отношении участников происшествия.
Касаемо водителя, который вел свой автомобиль по проезжей части можно увидеть нарушения пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, если он въедет «обочечнику» в левую часть: мол, при наличии опасности движения, которую он был в состоянии обнаружить, не принял меры к снижению скорости вплоть до остановки.
Но, если «обочечник» бьёт в правую часть автомобиля, который двигался по проезжей части, то в действиях «обочечника» я вижу сразу два административных правонарушения:
По части 3 статьи 12.14 Кодекса РФ об АП (невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения).
По части 1 статьи 12.15 Кодекса РФ об АП (движение по обочине).
Следует отметить, что по первому составу административного правонарушения есть потерпевший, а по второму составу – нет.
Если на месте дорожно-транспортного происшествия сотрудники Госавтоинспекции не возбудили в отношении «обочечника» дело об административном правонарушении по части 3 статьи 12.14 Кодекса РФ об АП, потерпевшему следует подать официальное заявление об административном правонарушении, рассмотрение которого проводится в соответствии с положениями главы 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Для снятия обвинений с водителя, который вел свой автомобиль по проезжей части, о нарушении им пункта 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения, следует обратиться к терминологии и общим положениям Правил дорожного движения Российской Федерации:
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации «Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Исходя из понятия «Уступить дорогу (не создавать помех)» уступать дорогу требуется только тем, кто имеет по отношению к тебе преимущество!!!
Учитывая то обстоятельство, что водитель ведущий автомобиль по проезжей части находится в движении, и он в силу положений пункта 8.1, 8.4 Правил имеет преимущество по отношению к тем, кто только собирается начать движение, хочет перестроиться в его ряд или полосу, то обязанность уступить дорогу лежит на том, кто начинает движение с обочины на проезжую часть.
И при этом не важно, каким способом и в каком месте автомобиль с обочины попадет на проезжую часть, а есть два варианта: 1) путем поворота руля в соответствующую сторону на прямолинейном участке дороги; 2) не поворачивая руль, следуя по прямолинейной траектории в месте, где дорога сама делает поворот.
Важно ведь не то, что конкретно делает водитель при управлении автомобилем (поворачивает он руль или нет), важно то, как его автомобиль в процессе управления им едет по дороге по отношению к линиям разметки, границам дороги, другим транспортным средствам и участникам дорожного движения!
Те, кто обвиняют водителя, ведущего свой автомобиль по проезжей части, в нарушении им пункта 8.1 Правил по отношению к «обочечнику», опять же, исходя из системного толкования пункта 8.1 и понятия «Уступить дорогу (не создавать помех)» Правил, ошибочно полагают, что водители, выезжающие с обочины на проезжую часть имеют преимущество перед теми, кто едет по проезжей части.
Такое мнение является прямым противоречием системному толкованию пунктов 1.2, 8.1, 8.4, 9.9, 12.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и здравому смыслу.
Надеюсь, что в будущем, все кто прочитал эту статейку, никогда не попадут в рассмотренную ситуацию, и не будут лезть на рожон и потом долго и мучительно доказывать то, о чем написано выше.
02 февраля 2018 года.